© 2024 Крылья надежды


❗Все дети имеют право на бесплатное образование.

Реализация этого права не зависит от того, есть ли у человека инвалидность и паллиативный статус или нет (Часть 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ст. 43 Конституции Российской Федерации).

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

Основным нормативно-правовым документом, регулирующим вопросы образования детей, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». Закон содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью. Ст. 19 определяет, что государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
Дошкольникам
У любого ребёнка есть право на дошкольное образование.
Это гарантирует ФЗ "Об образовании" и конституция РФ (ст43).

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью (ст. 19)
Если ребёнок имеет особые образовательные потребности, то есть нуждается в специальных образовательных условиях, необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
ПМПК в своем заключении пишет, какие специальные образовательные условия нужны ребенку, в том числе пишет, какая образовательная программа дошкольного образования нужна ребенку.

1. Если ребенок может посещать детский сад (находится в группе на протяжении определенного времени) но нуждается в сопровождении, например ассистента (постоянно требуется уход), то в ПМПК нужно, чтобы был прописан помощник, который будет оказывать техническую поддержку этому ребенку (например, собрать на улицу, либо помощь в приеме пищи, перемещение ребенка по зданию детского сада и т.д.).
Если ребенок нуждается в помощи на занятиях, то в ПМПК должен быть прописан тьютор (педагогическое сопровождение, реализация, адаптированное основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ТМНР).

Есть варианты посещение группы кратковременного пребывания, то есть на несколько часов, с определенной периодичностью 2-3 раза в неделю (ребенок приходит на занятия в детский сад со специалистами).

2. Обучение детей, которые не могут посещать образовательные учреждения может быть также организовано на дому или в медицинской организации.

Ребенок (имеющий справку о медицинских показаниях обучения на дому) может быть зачислен в детский сад. К ребенку, с определенной периодичностью (например 2-3 раза в неделю) на дом будут приходить работники детского сада воспитатель, логопед, дефектолог - то есть те специалисты, которые прописаны в заключении ПМПК и проводить с ним дома занятия.

Главное помнить, что получение места в детском саду для ребенка с ТМНР или паллиативным статусом возможно и к такому ребенку могут и должны приходить специалисты, которые прописаны в ПМПК, согласно статье №41 «Закон об образовании» часть 5.

Контакты:
«Горячая линия» управления образования администрации города Хабаровска:
по вопросам организации приема в дошкольные учреждения
8(4212) 55-68-40
о работе дошкольных учреждений –
Наталья Викторовна Карманова,
тел. 8(4212) 55-68-19
Адреса ПМПК по регионам/районам
https://pmpkrf.ru/navigator/

Школьникам и будущим первоклассникам
Бывает так, что когда встает вопрос об образовании детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР) возникает вопрос – зачем их учить?
У каждого могут быть свои причины сомневаться в необходимости обучения детей с ТМНР но, чаще всего, возражения сводятся к следующему: -«У него такие тяжелые нарушения, лучше заняться его здоровьем. Да и зачем ему чему-то учиться, он все равно самостоятельно жить не сможет? Что ему даст школьная программа?».

❗Право ребёнка на образование закреплено на законодательном уровне. То есть каждый ребёнок имеет право учиться, а не мы наделены правом решать, надо это ему или нет❗

Образование это не исключительно школьная программа! Когда говорят об образовании детей с ТМНР имеют ввиду индивидуальные программы обучения. Освоение новых навыков и умений это тоже образование.
Есть дети, чей мозг в силу произошедших нарушений просто не способен усваивать и обрабатывать получаемую информацию. Но они живы, они воспринимают, они чувствуют! А значит, их должны окружать не только белый потолок и стены. Для них тоже можно разработать индивидуальную программу обучения.

Родители обязаны обеспечить получение детьми образования. Неисполнение родителями обязанности по обучению своих несовершеннолетних детей влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с семейным законодательством уклонение от выполнения родительских обязанностей (в том числе и по обучению) может стать основанием для лишения родительских прав.


Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.


Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Контакты:
«Горячая линия» управления образования администрации города Хабаровска:
по вопросам получения начального общего образования:
8(4212) 32-57-14
8(4212) 42-13-30
В случае отказа в приеме документов или отказа в зачислении ребенка-инвалида в образовательное учреждение:
8(4212) 55-68-03

Рекомендации:

Учебное заведение выбирает родитель. ПМПК может только рекомендовать.

Рекомендованное учреждение для исполнения ПМПК не зависит от прописки ребёнка и определяется в соответствии с доступностью учреждений.


Если по месту прописки нет возможности реализовать заключение ПМПК- обязаны предложить другое место обучения.
Все отказы на зачисление только в письменном виде!

Для получения информации об учебных заведениях ( уточнить места для обучения вашего ребёнка) можно письменно обратиться с заявлением в управление образования по району проживания с заключением ПМПК

В случае возникновения вопросов о порядке подачи заявлений, документов, а также в случае отказа в приеме документов или отказа в зачислении ребенка в образовательное учреждение по причине наличия у ребенка инвалидности или статуса «обучающийся с ОВЗ», а также по причине отсутствия или невозможности создания специальных условий для получения образования (тьюторов, ассистентов, специалистов и других условий), необходимо обращаться в "Семейные приемные ВОРДИ" Хабаровского края, используя интернет-сайт приёмной или пройдя по ссылке ниже:
https://help.vordi.org/
ВОРДИ. Информационная встреча на тему: «Организация образовательного процесса в дошкольных, школьных и профессиональных учреждениях».
Основные выдержки со встречи.
Ранняя помощь

Родители детей от 0 до 3х лет имеют право обратиться в службу ранней помощи. Помощь осуществляется при краевых образовательных учреждениях и центрах социального обслуживания населения. Адреса в Хабаровском крае по ссылке выше.

ПМПК

❗ПМПК нужно для всех детей с ОВЗ.

Ребёнку с нарушениями ОДА и сохранным интеллектом, при обучении в рамках инклюзии (в общем классе) тем не менее необходимо создание специальных условий. (Программа 6.1)
Без ПМПК не будет оснований для создания доступной среды, специальной мебели,
двухразового питания и др.

‼️Если есть любые нарушения опорно-двинательгого аппарата, надо настаивать на программах 6.1, 6.2, 6.3 или 6.4
Именно в этих программах, согласно ФГОС, подробно расписаны организация пространства, оборудование учебное, тср, мебель и пр.
❗В Садик, школу, техникум нужно писать заявление на исполнение ПМПК.
Иначе школа не обязана ПМПК исполнять. Т.к ПМПК носит рекомендательный характер для родителей но обязательный для школы если родители с этими рекомендациями согласны.

Если школа/сад не может исполнить ПМПК они обязаны обратиться к своему учредителю для организации оборудования, тьютора, ассистента и т.п. (по заявлению родителя об исполнении ПМПК)
Действует форма сетевого взаимодействия, учреждения могут привлекать сторонних специалистов.

Индивидуальные занятия ( логопед, дефектолог и т.п) для вариантов 1,2 прописаны в ФГОС если отказывают предоставлять на безоплатной основе - жаловаться. Были прецеденты.

Тьютор и ассистент имеют разные обязанности. Тьютор может назначаться на 1-6 человек в классе. В ПМПК может быть прописаны и тьютор и ассистент в соответствии с нарушениями развития ребёнка и потребностями.

Дошкольное образование
Ребёнок от 3х лет имеет право на обучение в дошкольном учреждении.
Необходимо пройти ПМПК для определения маршрута образования.
Детям с ТМНР образовательные услуги можно получать на дому.
Для продления обучения в дошкольном учреждении ( детям старше 8 лет) необходимо повторно пройти ПМПК для выдачи заключения о продлении детства.

Школьное образование

Отказ в приеме документов или в зачислении ребенка в образовательное учреждение по причине наличия у ребенка инвалидности или статуса «обучающийся с ОВЗ», а также по причине отсутствия или невозможности создания специальных условий для получения образования (тьюторов, ассистентов, специалистов и других условий) неправомерен!

‼️Все отказы на зачисление только в письменном виде!

Возможен отказ общеобразовательного учреждения не по прописке при отсутствии свободных мест.
ПМПК может рекомендовать образовательное учреждение, но выбор за родителем. Возможность зачисления в Краевое государственное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
не зависит от прописки ребёнка и определяется в соответствии с доступностью учреждений.

Ребёнок, по состоянию здоровья, может получать обучение на дому.
❗Надомное обучение это не Семейное!
Надомное обучение регламентируется Приказом 436н (от 30 июня 2016).

Домашнее обучение возможно только по справке консилиума о рекомендации домашнего обучения из мед. учреждения.

Обучение на дому должно соответствовать обучению очно. По любому варианту есть регламентированные нормы.
Есть норма часов обучения. Если иное не рекомендовано врачом должна быть эта норма.
Имеют право уменьшать время только если рекомендованное время обучения прописано в справке от врача. Иначе должны проставлять все часы. Иное считается нарушением.

❗Родители имеют право ознакомится с учебным планом. Необходимо написать заявление.

СИПР

СИПР толькло для детей с ТМНР
Обычно 2 недели идёт диагностика и на основании неё составляется СИПР.
Составляется каждый год. Раз в пол года возможно корректировать.
Можно попросить данный документ в электронном виде для ознакомления.

СИПР должна согласовываться и проговариваться с родителем. ( Многие родители подписывают её не глядя и даже не знают за что расписались)

СИПР предлагаемую школой нужно изучать, читать, а потом подписывать, если Вы со всем согласны.

Хар-ку ребёнка в СИПР так же необходимо читать. Чтоб не были завышены/занижены возможности ребёнка. Программа обучения должна быть реальна и выполнима конкретным ребёнком за год.

Каждая СИПР должна быть индивидуальна, подходит именно Вашему ребёнку. Не нужно сравнивать с другими

Если Вы сомневаетесь, что предлагаемая СИПР подходит Вашему ребёнку необходимо проконсультироваться с компетентными людьми. Можно отправить запрос в Семейные приёмные ВОРДИ.

В состав СИПРа также входит индивидуальный учебный план, это как раз та самая учебная нагрузка, количество часов. Представляет собой таблицу на страницу примерно. Вот на неё следует особо обратить внимание, особенно надомникам.

‼️Минобр принято решение - пришкольные лагеря на протяжении всего учебного года для детей с ОВЗ (каникулы). Об организации очередной смены необходимо уточнять у директора, если отказ - жаловаться в ВОРДИ

Алгоритм по созданию специальных условий обучения для детей с ОВЗ. Распространяется на муниципальные школы города Хабаровск.

Алгоритм действий для родителей при принятии решения о профессиональном образовании детей с инвалидностью и/или ОВЗ.