© 2024 Крылья надежды

»
Обследования при ДЦП

Для уточнения диагноза ДЦП, определения реабилитационного пути существует широкий перечень доступных обследований и консультаций, которые нужно обсудить с лечащим врачом

Консультации специалистов
• Детский невролог (от 1 до 4 раз в год);
• Ортопед (обязательно 2 раза в год с контролем состояния суставов по рентгену и гониометрии);
• Специалист по лечебной физкультуре (не реже 1 раза в три месяца);
• Дефектолог (регулярные занятия и консультации);
• Психолог (регулярные занятия и консультации);
• Логопед (регулярные занятия и консультации);
• Консультация специалиста по подбору технических средств реабилитации (ТСР), индивидуальная настройка и регулярное техническое обслуживание ТСР;
• Офтальмолог, гастроэнтеролог, кардиолог и другие специалисты (по необходимости).
Обследования
• ЭЭГ (электроэнцефалография) дневная и ночной сон (по назначению невролога, эпилептолога);
• Рентгенография тазобедренных суставов (ТБС), позвоночника и др. (по назначению ортопеда);
• МРТ головного мозга (по назначению врача);
• СКТ головы (по назначению врача);
• НСГ (УЗИ головного мозга) для новорожденных (до момента закрытия родничка);
• Клинический анализ крови, общий анализ мочи (по назначению врачей);
• Анализ крови на уровень витамина Д, кальция (раз в год, особенно необходим малоподвижным детям);
• Анализ крови на биохимию (по назначению врачей);
• Тест общих моторных навыков (GMFCS) (1 раз в год).
Шкала общих моторных навыков GMFCS
Система классификации общей двигательной функции или GMFCS представляет собой 5-уровневую систему клинической классификации, которая описывает общую двигательную функцию людей с церебральным параличом на основе самостоятельных двигательных способностей.

GMFCS Уровень I
  • Может ходить в помещении и на улице, подниматься по лестнице, не опираясь на руки;
  • Может выполнять обычные действия, такие как бег и прыжки;
  • Снижены скорость, равновесие и координация.
GMFCS Уровень II
  • Может подниматься по лестнице с перилами;
  • Имеет трудности с неровными поверхностями, уклонами или в толпе;
  • Имеет лишь минимальную способность бегать или прыгать.
GMFCS Уровень III
  • Перемещается со вспомогательными устройствами для передвижения в помещении и на улице по ровной поверхности;
  • Может подниматься по лестнице, используя перила;
  • Может передвигать кресло-коляску с ручным управлением и нуждается в помощи при перемещении на большие расстояния или по неровным поверхностям.
GMFCS Уровень IV
  • Способность ходить сильно ограничена даже при наличии вспомогательных устройств;
  • Большую часть времени передвигается в инвалидной коляске и может приводить в движение собственную инвалидную коляску с электроприводом;
  • Перемещение стоя, с посторонней помощью или без нее.
GMFCS Уровень V
  • Имеет физические нарушения, которые ограничивают произвольный контроль движений;
  • Ограничена способность сохранять положение головы и шеи в условиях гравитации;
  • Нарушены все области двигательной функции;
  • Не может сидеть или стоять самостоятельно, даже с адаптивным оборудованием;
  • Не может самостоятельно ходить, но может использовать моторизованные средства передвижения.
Лечение ДЦП
В основном врачи ставят диагноз ДЦП детям от 12 до 24 месяцев. Однако с помощью детального неврологического обследования и современных методов диагностики уже в первые месяцы жизни возможно определить риск развития этого заболевания и начать лечение
  • 1
    Медикаментозное
    Препараты, улучшающие работу головного мозга, противоэпилептические, миорелаксанты, уменьшающие спастику (особое свойство мышц – сочетание сокращения, повышенного тонуса и рефлексов), помогающие снизить интенсивность непроизвольных движений, комплексы витаминов и микроэлементов.
  • 2
    Массаж
    Улучшает кровоснабжение тканей, помогает нормализовать тонус мышц.
  • 3
    Лечебная физкультура
    Дети с ДЦП не умеют самостоятельно правильно двигаться, этому их необходимо учить на протяжении всей жизни, начиная с 4-6 месяцев.
  • 4
    Вертикализация
    Важнейшая составляющая реабилитации при ДЦП, должна быть начата в те же сроки, что и у здоровых детей (примерно) в 8-12 мес.
  • 5
    Постуральный менеджмент
    Поддержание наиболее правильного положения тела ребенка в пространстве на протяжении 24 часов в сутки. Очень важен для предотвращения осложнений.
  • 6
    Педагогическая работа
    Нельзя забывать, что ребенку необходимо учиться и познавать мир. В этом ему помогут психологи, логопеды, дефектологи, специалисты по эстетическому развитию и другие специалисты.
ВАЖНЫЕ ФАКТОРЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЦП
1. Мотивация в освоении любого навыка

Мотивация нужна всем!



Очень трудно делать что-то, что не получается, при этом еще непонятно зачем. Маме может быть и понятно, она умеет думать на перспективу, а ребенку сложно. Старайтесь говорить с малышом на понятном ему языке и ставить перед ним понятные цели.

!!! Не забывайте про поощрение !!!


Скажем, когда ты научишься держаться за перила/спускаться 4 ступеньки вниз/сидеть на кресле/удерживаться за подлокотники/держать в руке предмет/что угодно, мы сможем ....кататься на вон той карусели/залезть на горку/освоить новую игру/дотянуться до игрушки/поиграть вон в ту игрушку....

Тут каждому своя мотивация, главное - простая, понятная, достижимая и с поощрением на каждом этапе.

2. Постуральный менеджмент или контроль над положением тела

Ежедневно. Постоянно. Важно.


Занятие ЛФК, растяжка, бассейн, иппотерапия - час-два в день.
Все остальное время важно, как будет располагаться тело в пространстве. Облегчите себе задачу вспомогательными устройствами: специальными креслами, подлокотниками, подголовниками, вертикализатором, поддерживающим корсетом, SWASH.

3. Разговор на одном языке с врачом/специалистом

Это не значит, что вам нужно заучить термины. Задача врача - понятно объяснить вам, расшифровать сложные моменты, а вот ваша важная задача - понимать, в принципе, о чем речь. Это часть успеха на пути - взаимопонимание между специалистами и родителями.

4. Постоянное занятие реабилитацией, но при этом - должен быть отдых!

Постоянное - в смысле регулярное, а не занимающее все время дня, недели, месяца и года. И у родителей, и у ребенка должен быть отдых и другие занятия.

5. Коррекция программы лечения и реабилитации по мере роста ребенка

Проверяйте актуальность подходов, упражнений. С возрастом может меняться все: проявления, проблемы, эффективность.
ДЦП не вылечить пиявками, и от него нет волшебной таблетки. Только комплексная, постоянная помощь, систематические занятия смогут дать положительные результаты.